Легенда гласит, что само слово soap (мыло) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам.
Животный жир, выделяющийся при сжигании жертвы, скапливался исмешивался с древесной золой костра. Поученная масса смывалась дождем в глинистый грунт берега реки Тибр, где жители стирали белье и,естественно, наблюдательность человека не упустила того факта, что благодаря этой смеси | ![]() |
Но самое раннее описание мыловарения было обнаружено учеными на шумерских табличках, датируемых 2500 годом до н.э. Судя по этим записям мыло изготавливалось путем смеси воды и древесной золы, которую кипятили и в последствии растапливали в ней жир, получая тем самым мыльный раствор. Но, к сожалению, свидетельств применения данного раствора не сохранилось.
Именно в Риме мыловарение приобрело широкое распространение и выделилось в отдельную ремесленную отрасль.
![]() | Так при раскопках Помпеи археологами была раскопана мыловарня, где найдены готовые куски мыла. О мыловарении упоминает также римский писатель и ученый Плиний Старший в своем основном трактате «Естественная история» в тридцати семи томах. Данный источник представляет собой энциклопедию естественных знаний античности, и упоминание в нем мыловарения однозначно говорит о том, что к тому времени его продукт стал неотъемлемой частью жизни римского населения. |
Плиний писал о способах приготовления мыла путем омыления жиров.
При этом изготавливалось как твердое, так и мягкое мыло, получаемое с использованием соды и древесной золы(поташа). Твердое мыло отличалось своей жесткостью и использовалось | ![]() |
В России мыло начали делать во времена Петра I, но вплоть до середины XIX века им пользовалась только знать. Крестьяне стирали и мылись щелоком - древесную золу заливали кипятком и распаривали в печке. Главным центром мыловарения был город Шуя, на его гербе даже изображен кусок мыла.